Поздравляю всех с днем ангела,
потому что сегодня день всех святых
Сегодня Церковь прославляет всех святых угодников Божиих –
и христиан, которые жили до нас, и тех людей,
которые были водимы Духом Святым даже
до пришествия Христа на землю. У
каждого народа, независимо от его веры, есть такое понятие:
святой. Святым называют обычно человека,
который в лучшую сторону отличается от всех окружающих,
хотя выразить, в чем именно святость заключается, люди,
как правило, затрудняются.
Но в учении Православной Церкви этот вопрос разрешается просто:
святой – это тот, кто причастен к Святому Духу.
Ни один человек, рождаясь от грешных родителей и проводя жизнь свою греховно, сам по себе святым быть не может, потому что природа человеческая пала из-за греха. Человек никак не может быть генератором Божественной благодати. Источник благодати есть только Бог.
И если человек стремится к Богу, если стремление его искреннее,
глубокое, настоящее, тогда Господь, видя это, выходит такому человеку навстречу и происходит соединение духа человеческого и Духа Божия.
Вот это соединение и называется святостью или вечной жизнью,
потому что все, что непричастно к Богу, в чем нет Божьей искры,
то тленно, а то, что к Богу причастно, – нетленно. Бог вечен, и, когда человеческий дух соединяется с Духом Божиим,
он получает вечную жизнь.
Господь нам говорит, с чего начинается святость:
«Всякого, кто исповедает Меня пред людьми,
того исповедаю Я пред Отцем Моим Небесным;
а кто отречется от Меня пред людьми,
отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным».
«Исповедать» – значит из себя поведать о том,
что я есть христианин.
Протоиерей Димитрий СмирновМысли свт. Феофана Затворника Святая Церковь всякий день творит память святых.
Но так как были угодники Божии, безвестно подвизавшиеся,
не явленные Церкви, то, чтобы не оставить и их без чествования,
Св. Церковь установила день,
в который прославляет всех от века угодивших Богу,
чтобы не осталось никого не прославляемого ею.
Творить же это тотчас после сошествия Святого Духа
узаконила она потому, что все святые соделались
и соделываются святыми благодатью Святого Духа.
Благодать Святого Духа приносит покаяние и оставление грехов,
она же вводит в борьбу со страстями и похотями
и венчает этот подвиг чистотою и бесстрастием. И таким образом является новая тварь, годная для нового неба и новой земли.
Поревнуем же и мы идти вслед святых Божиих.
Как это делать – учит нынешнее Евангелие:
оно требует небоязненного исповедания веры в Господа,
преимущественной любви к Нему, поднятия креста самоотвержения
и сердечного от всего отрешения.
Положим же начало по этому указанию.Притча дня
Зашел странствующий монах в церковь помолиться.
Глядит – а вместо священника проповедует бес,
одетый в одежды священника.
Встал монах в сторонку и стал внимательно следить за речью беса,
чтобы поймать его на слове, где он скажет неправду.
Но бес все говорил точно, как в Священной Книге, ничего не изменяя.
И так было до конца проповеди. Проповедь кончилась. Люди разошлись.
Тогда монах подошел к бесу и сказал:
– Я узнал тебя: ты – бес! – Точно так, – отвечал тот. – Я хотел поймать тебя на слове, но ты все говорил правильно! –
сказал монах.
– Я старался, – ответил польщенный бес. – Так в чем же твой секрет? – спросил изумленный монах. – Я говорил без любви в сердце, и знаю, что эти люди по моим словам поступать не будут. А этого для меня уже достаточно,
– объяснил нечистый.
Проповедь митрополита Сурожского Антония.День Всех Святых.1. День Всех Святых
16 июня 1968 г.
Сегодня праздник всех святых.
Сегодня каждый из нас поминает и своего святого
и святых всех близких и родных, явленных святых и тех, кто не был явлен миру,
кто покоится в тайне бытия. Каждый из нас при Крещении получает имя святого;
этот святой делается молитвенником нашим, хранителем нашей жизни,
защитником нашим против зла. Каждый из нас при Крещении делается как бы
храмом именно в том смысле, как храм земной: земной храм делается местом вселения Живого Бога, и мы при Крещении делаемся частицей тела Христова,
зданием крепким, очищенным, обновленным. И благодатью Троичной
мы делаемся храмом Святого Духа:
опять-таки при Крещении мы запечатлеваемся семью печатями,
делаемся местом вселения Святого Духа.
Но вместе с этим, как и всякий земной храм, мы получаем имя одного из людей,
кто сумел быть тем, чем мы призваны быть:
подлинными и истинными христианами, сумел сохранить цельность во Христе
и богатство вселения Духа.
Вот почему так важно нам вспоминать того святого,
во имя которого мы названы. Должны бы мы знать его жизнь,
должны бы прибегать к нему в скорби и в радости, должны бы вдумываться
в эту человеческую личность, с которой мы заботой родителей,
заботой Церкви каким-то образом связаны.
Сегодня мы все именинники, сегодня праздник всего Неба и всей земли:
все Христовы дети вместе ликуют о том, что вместе со Христом они — одно тело,
один дух, одна жизнь. Одни свой путь совершили, победили, увенчаны;
другие — мы, на земле — продолжаем свой путь под их сенью,
под заступничеством их молитв. Проживем же так, чтобы,
когда мы станем перед лицом святых, во имя которых мы названы,
перед лицом Живого Бога, Который овладел и телом и душой
и всей судьбой нашей, нам не было стыдно,
чтобы была радость у Господа и у тех, кому мы поручены, и у нас,
что мы не посрамили ни святых наших заступников,
ни Господа, Который нам доверил Свое имя
и нам позволил быть здесь, на земле, образом Его присутствия.
Аминь.
1. Воскресенье Всех Святых
Матерь Божия и все святые, память которых мы сегодня празднуем,
те, которые известны нам,
потому что Бог открыл их нам и потому что они были поняты и узнаны
или своими современниками, или, иногда, годы или столетия спустя, —
все святые являются ответом земли на любовь Божию.
И это не только их личный ответ за самих себя, но и от лица всей твари,
и от нашего лица также: потому что каждый из нас имеет поистине честь
называться одним из их имен, нашим христианским именем,
именем одного из этих святых. И эти святые, чьи имена перешли на нас,
стоят перед Богом и молятся, чтобы не обесчестилось их имя в очах Божиих.
Святые Божии содержат и охватывают все творения в своей любви,
в своем предстательстве, в своей молитве, в своем реальном,
неотступном присутствии.
Как дивно, что мы принадлежим к этой неисчислимой семье мужчин и женщин,
детей, которые поняли, что замыслил Господь, когда Он пришел, жил, и учил,
и умер за нас! Они откликнулись всем своим сердцем,
они открылись всем своим умом, они поняли Его замысел
и приняли Его весть со всей решимостью преодолеть в самих себе все,
что было причиной Распятия;
потому что если бы и один человек на земле отбился, отпал от Бога,
Христос пришел бы спасти его ценой собственной жизни.
Это Его собственное свидетельство; один подвижник ранних веков молился,
чтобы Бог покарал грешников; и Христос явился ему и сказал:
Никогда так не молись! Если бы и один человек на земле согрешил,
Я пришел бы умереть за него...
Святые это люди, которые ответили любовью на любовь,
люди, которые поняли, что если кто-то умирает за них,
то единственный ответ благодарности — это стать такими,
чтобы смерть его не была напрасной.
Взять на себя свой крест означает именно это: отвернуться от всего,
что убивает и распинает Христа, от всего, что окружало — и окружает! —
Христа и ненавистью и непониманием.
И нам это сделать легче, чем тем, которые жили в Его время.
В те дни они могли в Нем ошибиться; но в наши дни, две тысячи лет спустя,
когда мы читаем Евангелие и встает в этом рассказе вся мера роста Христова
и Его личность, когда у нас есть миллионы свидетелей, которые говорят нам,
что Он подлинно отдал Свою жизнь за нас и что единственное,
чем мы можем отозваться, это отдать жизнь друг за друга ради Него, —
как можно нам не отозваться!
Поэтому в сегодняшний день примем новое решение:
слушать, как они слушали всем сердцем, всем умом, всей волей, всем существом, чтобы видеть, что случается, чтобы слышать, что Он говорит, — и ответить благодарностью и решимостью. И тогда, если мы принесем Богу это малое —
нашу благодарность и нашу добрую волю, —
сила, чтобы и нам тоже вырасти в меру роста, которую задумал,
возмечтал для нас Бог, — сила будет от Бога.
Как Он сказал: Сила Моя в немощи совершается,
Моей благодати тебе достаточно...
И Павел, который знал это, прибавляет в другом месте:
Все возможно нам силой Божией, укрепляющей нас... Сомневаться не в чем:
мы всё можем, если только дадим Богу спасти нас, понести нас от земли на Небо.
Давайте же начнем заново, так, чтобы святые, чьи имена мы носим,
радовались о нас, чтобы Матерь Божия, Которая отдала Своего Сына на смерть,
дабы мы могли отозваться, могли понять, могли спастись, радовалась о нас,
и чтобы Христос видел, что не напрасно Он жил, учил и умирал.
Будем Его славой, будем светом; это может быть малый огонек,
как малая свеча,
это может быть свет блистающий, подобно великим святым, —
но будем светом, просвещающим мир и делающим его менее темным!
Будем радостью так, чтобы и другие могли научиться радоваться о Господе!
Аминь!
2. День Всех Святых земли РоссийскойВ бесконечном богатстве личности Всечеловека Христа
каждый народ выделил черты святости, которые ближе его сердцу,
которые более понятны, которые для него более осуществимы.
Сегодня из всего дивного многообразия святости,
всего богатства земных и небесных человеческих возможностей
мы празднуем память всех святых, в земли Российской просиявших:
людей, которые нам по крови близки, жизнь которых переплелась с самыми решающими событиями нашей истории, людей,
которые являются славой нашей земли, богатым,
прекрасным плодом сеяния Христова,
как о них говорится в праздничном тропаре.
В этом сонме русских святых, мне кажется, можно выделить три черты
как характерные свойства русской святости: не в том смысле,
что они отсутствовали у других народов, а в том смысле,
что эти именно свойства были восприняты и возлюблены в нашей родной земле.
Первая — бесконечное терпение Господне.
Святой Апостол Петр говорит, что Бог не медлит Своим судом, а терпит;
Он ждет, потому что Он любит, а любовь всему верит, на все надеется,
всего ожидает и никогда не перестает.
И вот это свойство Христовой терпеливой, бесконечно ожидающей любви,
которое так дорого Ему обходится, — потому что терпение означает готовность продолжать выносить, пока не осуществлена воля Божия, ужас и безобразие
и страшные картины земли, — это терпение Господне находит свое выражение
и в наших святых: не только изумительной выносливостью и выдержкой в подвиге,
но и такой открытостью сердца, которое никогда не отчаивается
о судьбе грешника, такой открытостью сердца, которое каждого принимает,
которое готово последствия этой терпеливой любви
нести на себе не только подвигом, но и страданием, и гонением,
не отворачиваясь от гонителя, не отрекаясь от него,
не выбрасывая из своей любви, но с готовностью, как говорит Апостол Павел, погибнуть даже в вечности, только бы спаслись те, которым нужно спасение.
Другое свойство, которое поразило в Христе русский народ,
это величие Христовой униженности.
Все языческие народы искали в своих богах образ того,
чем мечтали сами быть — лично, каждый человек, и вместе, весь данный народ:
они выделяли славу, выделяли власть, могущество, доброту, справедливость.
И даже те боги древности, которые погибали ради народа, погибали героическойсмертью и восставали немедленно в славе.
Но явление Божие во Христе — иное; выдумать Его было нельзя, невозможно,
ибо таким никто Бога не мог бы себе представить:
Бога, Который делается униженным, побежденным;
Бога, Которого народ окружает насмешкой и презрением,
прибив ко кресту, издеваясь над Ним...
Таким Бог мог явить Себя Сам, но выдумать Его таким человек не только не мог,
но и не захотел бы, особенно если помнить слова этого Бога о том,
что Он дает пример, чтобы мы были таковы, каков Он был.
И вот этот образ униженного Христа, этот образ Бога пораженного,
Бога побежденного, Бога, Который так велик,
что Он может вынести и последнее надругание,
оставаясь во всей славе и величии Своего смирения, русский народ возлюбил,
и теперь любит, и теперь осуществляет.
И третья черта, которую мне хочется отметить,
которая мне кажется общей всем русским святым, это то,
что на протяжении всей русской истории святость совпадает с явлением и проявлением любви.
Типы святости чередовались на нашей земле:
были отшельники и были монахи, живущие в городах;
были князья и были епископы; были миряне и подвижники всякого рода —
не забывая и юродивых. Но все они появлялись не случайно,
а в тот момент русской истории, когда в том или другом образе подвига
можно было яснее явить любовь свою к Богу и любовь свою к людям.
И это — одна из радостей нашей трагической и часто темной и страшной истории:
что во все ее эпохи — были ли они светлые или мрачные — красной нитью,
золотым узором бежала эта струя Божественной любви,
и что где приумножался грех, там преизбыточествовала благодать,
и где возрастала человеческая жестокость,
там проявлялось новое свидетельство Божией любви,
загоревшейся в человеческих сердцах, свидетельство жалости Божией,
жалости человеческой.
Наши святые — нам родные и близкие; но если мы задумаемся над собою,
то можем ли мы сказать, что эти черты являются вожделением,
мечтой наших душ, жаждущих вечной жизни? Не ищем ли мы обеспеченности —
а не уязвимости, силы — а не пораженности, славы — а не унижения?
Является ли наша жизнь во всех или, хотя бы, в основных ее проявлениях
любовью, воплощенной в человеке?
Находим ли мы в себе это бесконечное, ничем несокрушимое терпение,
эту смиренную любовь к ближнему, эту отдачу себя, эту способность
никого не отвергать, а, по слову Христову, благословлять всякого,
любовью сиять на доброго и на злого, проявлять ту любовь,
о которой Апостол Павел нам говорит?..
А если не находим, то мы — вне потока русской святости,
вне пути Христова в русской душе и в русской истории.
Тогда мы осколок, отбросок. Как это страшно и жалко подумать!
И если мы хотим, чтобы зазвенели все струны наших душ человеческих,
чтобы зажило в нас и запело все, что может жить и петь песнь Господню,
хотя бы и на земле чужой,
то мы должны приобщиться именно этим свойствам русской святости,
русской святой души, и тогда мы будем едины с теми подвижниками,
которые ныне продолжают свой путь спасения земли Русской —
кровью и не угасающей любовью.
дневник Лунный Свет
|
понедельник, 1 июня 2015 г.
Неделя 1-я по Пятидесятнице.Троицкая Седьмица.День всех Святых земли Российской.Духов день.Лунный Свет-Захаринка
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий